В соответствии с планом работы школы в сентябре-октябре были проведены традиционные мероприятия, способствующие благоприятной адаптации наших первоклассников к школе и к процессу обучения. Это и индивидуальные консультации с родителями первоклассников, и огранизация оздоровительно-профилактической работы (физминутки, динамические паузы, прогулки на свежем воздухе), и организация учебно-познавательной деятельности, посещение уроков, социально-психологическое сопровождение, включающее в себя диагностику готовности к школьному обучению: диагностику эмоционального состояния первоклассников, отношения к школе, особенностей мотивации, уровня развития внимания, графических навыков и других показателей, от которых зависит качество адаптации к школе, к новой социальной роли – роли школьника, а также успешность в обучении.
Результаты диагностики адаптации первоклассников показали, что все дети к концу первой четверти были адаптированы. В разной степени, но, тем не менее, дезадаптированных детей, детей с незавершенной адаптацией – нет.
Это, конечно, не может не радовать, поскольку, положительное отношение к школе, к учителю, к себе, как школьнику – залог успешного обучения. Однако есть и много проблем, которые нельзя игнорировать, иначе они могут стать миной замедленного действия, причиной слабой успеваемости уже во втором классе.
Первая проблема – это несформированность учебной мотивации. Считается, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, деятельность без мотивов (без желания) либо не осуществляется, либо крайне неустойчива и непродуктивна. А это значит, что умение читать, которым многим кажется основным, в случае, если ребенок не хочет учиться, ситуацию не спасает.
Нашим ориентиром в понимании того, что значит готовность к обучению, могут и должны стать слова выдающегося советского психолога, исследователя умственного развития дошкольников Леонида Абрамовича Венгера. Он писал: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». И начинать нужно с формирования у ребенка желания учиться.
Следующий круг проблем, которые были выявлены и по результатам наблюдений и по результатам диагностики, это низкий уровень развития внимания, в частности такого его свойства как устойчивость, неумение слышать инструкцию учителя, низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения и очень слабые графические навыки.
Для решения этих проблем необходима совместная работа учителя и родителей, то, что учитель проводит с детьми в школе, обязательно должно быть продолжено и закреплено дома. Чтобы добиться заметных улучшений внимания, самоконтроля и мелкой моторики, необходимо ежедневно тренировать эти качества. Занятия от случая к случаю будут пустой тратой времени. Сами занятия по форме напоминают игру, поэтому интересны детям. Занимают минимум времени - 15-20 минут, но должны проходить ежедневно и в одно и то же время, то есть стать частью режима дня.
Рекомендации по развитию мотивации, внимания, графических навыков будут размещены на сайте школы или на вашей почте, или в электронном журнале.
Записаться на консультацию к психологу и узнать результаты диагностики индивидуально по каждому ребенку можно в WhatsApp по номеру 8 989 813 19 14, Екатерина Валентиновна Стопановская.